Фирма специализируется на разработке нестандартного специализированного электронного оборудования от идеи до реализации в законченную конструкцию

Расчет кол-ва телефонных каналов, необходимых любой системе оповещения

При формировании заказа на систему оповещения Заказчик практически всегда сталкивается с вопросом правильного (оптимального) выбора количества каналов телефонных линий. Вопрос очень актуален, так как напрямую связан со стоимостью изделия.

Чем больше в системе оповещения используется телефонных каналов, тем выше стоимость изделия. На вопрос: "А на сколько каналов Вам требуется система оповещения", имеем например такой ответ: "Нам нужна система оповещения на 100 абонентов". Заказчик в основной массе не совсем правильно понимает процесс оповещения и количество каналов ставит в прямую зависимость от количества сотрудников подразделения (организации).

Для расчета отпимального количества каналов для системы оповещения, необходимо знать следующие параметры:

  • Общее кол-во сотрудников подразделения (организации), включенных в список оповещения
  • Максимальное время, в течении которого все сотрудники должны быть оповещены
  • Максимальное время, необходимое для оповещения одного сотрудника

Общее кол-во сотрудников - это известная величина, в пределах той организации, где создается общий спискок обзваниваемых абонентов

Максимальное время, в течении которого все сотрудники должны быть оповещены, обычно регламентируется какими-то стандартными нормами или устанавливается руководством предприятия

Максимальное время, необходимое для оповещения одного сотрудника сейчас постараемся определить, исходя из процедуры процесса оповещения. Общее время будет складываться следующим образом:

  • анализ АТС шлейфа линии (снятия трубки), в зависимости от типа АТС от 0,5сек и может доходит до 2-3 сек (для КЭ АТС "Квант")
  • набор номера телефона сотрудника, максимум: 11цифр (с учетом выхода на сотовых операторов или МГ-соединений), тональным способом (двухчастотный набор: 70-110мс - импульс и столько же пауза) максимум - 220мс х 11=2420 мс  или импульсным способом (исходя из стандартной скорости для большинства стран 10 импульсов в секунду и наличии в наборе номера всех нулей + межсерийная пауза между цифрами 200мс) итого максимум: 1 сек х 11 + 0,2сек х 11=11сек + 2,2сек = 13,2сек Исходя из полученных результатов (максимальное время набора номера в 11 цифр тональным способом составляет 2,4 сек, а импульсным 13,2 сек) можно сделать вывод, что для ускорения процесса оповещения необходимо Заказчикам переводить абонентские комплекты оборудования АТС в режим тонального приема номера (если используется своя мини-АТС) или заказывать услугу перевода линии в режим приема тонального набора на ГТС (услуга бесплатная, но для организации требуется письменное заявление)
  • межстанционное соединение зависит от наличия "каши" (это и координатные АТС, квазиэлектронные, электронные, цифровые и даже где то возможно наличие декадно-шаговых АТС) в структуре городских телефонных сетей, поэтому максимальное время можно смело определить в 2-3сек
  • ответ абонента, если считать что с первого гудка (звонка) редко кто снимает трубку, а с четвертого может сработать автоответчик (установки которого редко кто меняет и в некоторых аппаратах даже невозможно установить автоответ ниже четвертого гудка), то будем считать что трубка абонентом снимается после третьего гуда и с учетом того, что время гудка составляет 2 сек и паузы 3 сек, то общее время ожидания снятия трубки абонентом будет составлять (2сек+3сек) х 3 = 15сек
  • длительность голосового сообщения для служб оперативного назначения (ГО и ЧС, УВД, ГУВД, пожарные части, войсковые подразделения) будем определять исходя из того, что сообщение должно быть кратким, четким и в то же время понятным. Из практического опыта на такое сообщение можно отвести от 5 до 10 сек. Например сообщение такого вида: "Внимание, объявляется сбор Тайфун", можно три раза четко произнести в течении 10 сек   
  • время отбоя (занятия) телефонной линии оборудованием системы оповещения определим исходя из существования дополнительных услуг на телефонных станциях, таких как переключение и удерживание на линии двух абонентов. Минимальное время переключения с одного абонента на другого составляет порядка 0,5 сек, поэтому гарантированно можно отвезти на отбой 1-2сек

В результате описанной процедуры процесса оповещения получаем, что максимальное время необходимое для оповещения одного сотрудника составит  3сек + 2,4сек + 3сек + 15сек + 10сек + 2сек = 35,4сек (тональным набором)

Формула для расчета отпимального количества каналов для системы оповещения имеет вид: Nk = T1 x N / T где Nk - расчетное кол-во каналов, T1 - максимальное время, необходимое для оповещения одного сотрудника, N - общее кол-во сотрудников, T - максимальное время, в течении которого все сотрудники должны быть оповещены

Внимание!!! В расчете не учтено время на повторную передачу сообщения сотрудникам и время на осуществление подтверждения принятого сообщения (устанавливается по желанию в настройках). Этот момент необходимо учесть Заказчику при расчете.

Пример расчета: Требуется определить, сколько необходимо иметь системе оповещения телефонных каналов, для того, чтобы оповестить 100 сотрудников в течении  30 мин? Из определения условий задачи имеем, что N = 100, T = 30мин x 60 = 1800сек, а из описанной выше процедуры оповещения: T1 = 35,4сек, подставив в формулу указанные значения получим: Nk = T1 x N / T = 35,4 х 100 / 1800 = 1,97. Таким образом для оповещения 100 сотрудников в течении 30 мин требуется система оповещения на два телефонных канала.